В своей танцевальной практике я частенько люблю экспериментировать со стилями. Это дает возможность развивать себя как в техническом, так и в творческом плане. Afro-jazz для меня — это полный отрыв, в прямом смысле этого слова, столько безумной и взрывной энергии выделяется при исполнении этого стиля, что иногда забываешься вовсе и полностью погружаешься в этот самобытный танец.
В Украине этот стиль стал популярным после пресловутого шоу «Танцуют все». К сожалению, там этот стиль исковеркали до неузнаваемости. В представлении уважаемой Татьяны Денисовой, афро-джаз — это джазовые прыжки и вращения смешанные с некой «сексуальностью» под саундтрек из мультфильма «Король Лев». У каждого конечно свое виденье, но все таки, если есть техника, ее нужно соблюдать.
В прошлом году я попала на серию мастер-классов от Татьяны Тарабановой, которая в полной мере раскрыла для меня душу афро-джаза. Татьяна — разносторонний танцор и педагог. С 2007 г. преподает contemporary на кафедре современной хореографии Санкт-Петербургского института прикладного искусства. Вся её работа — от мастер-классов до постановок — пронизана особой энергией и юмором, так что всем советую посетить ее классы, не пожалеете.
На ее классах мне было довольно таки тяжело, за первые 3 часа мы просто выжимали от пота форму. Быстрый темп, совершенно другое положение торса, по началу, не давали быстро схватывать материал. Мои ноги с «классической» подготовкой все выталкивали меня на верх, что не допустимо в афро, все акценты делаются к полу. Татьяна подшучивала над нами, что мы белые люди тянемся к верху, а люди с черного континента прославляют землю, так как, по их верованиям, Бог находится именно в земле, а не под ней. Очень понравились разные стилизованные «хлопушки», и свободная работа для корпуса со спиной.
А теперь немного о самом стиле:
Afro-jazz – синтез джазовой хореографии и самобытной африканской этно-культуры. Прогибы, кроссы, повороты сочетаются с пластикой, самозабвенностью жестикуляцией, характерной для жителей Черного континента. Танец всегда играл настолько важную роль в духовной и бытовой жизни африканцев, что afro-jazz, вобравший в себя целый пласт туземной культуры, способен погрузить танцора в соответствующее настроение единения с природой, миром и самим собой. В афро-джазе очень важно чувствовать ритм, при этом от исполнителя требуется полная самоотдача, раскрепощенность и способность импровизировать, ведь afro-jazz – танец этнический, лишенный жестких канонов. Его техника подразумевает широкие, размашистые движения.
Отличительная особенность африканской музыки – в использовании характерных музыкальных инструментов, в основном – перкуссионных. Это не могло не отразиться на характере танца: афро-джаз требует от танцора высокой подвижности, безупречного владения своим телом, полиритмии. В танце можно усмотреть множество специфических сочетаний: расслабленность, широкие движения тазом.
История afro-jazz
В основе афро-джаза лежит традиционный джаз – монокультурный танец, породивший большое количество направлений. Афро-джаз можно назвать одним из классических, «исходных» вариантов джаза, так как он предполагает обращение к элементам африканских этнических танцев.
Первой начала использовать в своих хореографических постановках элементы африканских танцев Кэтрин Данем (Katherine Dunhem) – знаменитая американская танцовщица (преуспевшая, впрочем, и во многих других областях, таких, например, как антропология, этнография, актерское мастерство). Именно благодаря ей «черный» танец перерос в настоящее сценическое искусство. Кэтрин дала толчок и академическому развитию стиля, открыв в 1936 году «Ballet Negre», позже – собственные танцевальные школы в Чикаго и Нью-Йорке.
Немало сделала для развития стиля и Перл Примус (Pearl Primus). Ее вклад – глубокая драматичность танца, основная особенность которого – широкие, затяжные прыжки. Танцовщица черпала вдохновение из книг темнокожих писателей Лэнгстона Хьюза (Langston Hughes) и Льюиса Аллана (Lewis Allan).
Отцом стиля можно назвать еще одного легендарного американского хореографа — Элвина Эйли (Alvin Ailey), ученика небезызвестных Лестера Хортона (Lester Horton) и Марты Грехем (Martha Graham). Самая известная работа Эйли – «Открытия» 1960 г., до сих пор исполняется перед миллионами людей по всему миру. Эта постановка – своеобразный симбиоз древней истории и современного танца с использованием афро-американских мотивов.
Выдающиеся современные танцоры afro-jazz
Самыми известными в мире хореографами стиля сегодня являются легендарный Мэтт Мэттокс (Matt Mattox), Джеральдина Армстронг (Geraldine Armstrong), Рик Одумс (Rick Odums). Среди отечественных исполнителей можно выделить Татьяну Тарабанову, Евгения Шевцова (техника afro-jazz).
Танцуя афро-джаз я открываю «дикую» сторону своей сущности, чего и вам желаю мои дорогие читатели. Не бойтесь экспериментировать находите себя в разных стилях, именно так вы всегда будете развиваться и не стоять на месте. Буду рада комментариям, думаю найдутся и те кто профессионально занимается этим стилем, и сможет добавить от себя что-то интересное =)