Фильм «Пленники Терпсихоры»

Пленники ТерпсихорыВ одной из статей я уже затрагивала личность Людмилы Павловны Сахоровой. И вот, второй документальный фильм из этой серии — «Пленники Терпсихоры». Это один из моих любимых фильмов про балет. Не смотря на то, что с первого раза не совсем понимаешь в чем суть сюжета, но через некоторое время все становится на свои места.

Середина 90-х годов прошлого века, старое балетное училище города Перми. Путь Натальи Балахничевой, ныне солистки Кремлевского балета, к сцене был тернистым. Ее педагог — Людмила Павловна Сахарова, воспитавшая в свое время знаменитую Надежду Павлову, танцевавшую на сцене Пермского театра оперы и балета и Большого театра.

Быть балериной всю жизнь — какая страшная судьба. Не хочу мириться с этим. Господи, если возможно, пронеси чашу сию мимо! Впрочем, не моя воля, а твоя. Вот и все. Сил моих больше нет.

С этого вздоха начинается фильм, а завершается горячим признанием в любви балету. Говорят, от ненависти до любви — один шаг. На самом деле — тысячи ежедневных шагов. И 52 минуты фильма. В фильме принимают участие Владимир Васильев и Екатерина Максимова.

Картина просматривается на одном вздохе, и все время держит зрителя в напряжении. История восхождения Натальи Балахничевой, как и у всех звезд балета, не проста. Но как бы сложилась ее судьба, если бы не Людмила Павловна. Пусть местами жесткость зашкаливает, но видно иначе не закаляется сталь. В фильме постоянно всплывает вопрос  о свободе и внутреннем раскрепощении артиста балета.

Техника внутреннего раскрепощения у нас мало развита, а вот в технике внутреннего закрепощения – вот тут мы впереди планеты всей.

В. Гаевский, театральный критик

И правда, педагог при приеме ребенка в хореографическое училище видит «материал», из которого он как скульптор должен вылепить шедевр. Очень часто усердно работая над техникой педагоги забывают про внутреннюю сторону танца. Но в балете так было всегда, именно поэтому раскрываются и обретают собственный стиль и характер танца лишь небольшая часть танцоров. Если взять в сравнение наше время и современную хореографию, то тут все в точности наоборот, ценится индивидуальность и эмоциональная составляющая танцовщика, а уже потом его технические возможности. Тут снова возникает вопрос, нужны ли в танце эмоции без техники?

Пленники Терпсихоры

В конце фильма показано как Балахничеву приглашают на Кремлевский балетный конкурс, после которого ее отбирают в труппу Кремлевского балета. После увиденного понимаешь, что без таких педагогов как Людмила Павловна, Русский Балет не знали бы во всем мире. Хорошо все это или плохо, пусть решает каждый из вас для себя.

Вот и допрыгалась. Кремлевский балетный конкурс. При чем тут конкурс — просто, я больше не ученица. Больно — не больно, а Буратино из полена вырубили, вот — свобода. Где вы теперь, мой папа Карло?
О, Балет! Ты — прекрасно искусство. Но за право стать самой собой ты требуешь вначале утраты себя. Что нужнее тебе — моя выучка или моя независимость? Я знаю — тебе нужно все. Быть балериной всю жизнь — я согласна. Сил моих больше нет.

 

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте