Мемуары «Театральная улица» Тамары Платоновны Карсавиной, вице-президента Королевской академии танца в Лондоне и автора ряда книг по хореографии, стали признанной классикой литературы о балете.

Театральная улица

Знаменитая балерина с трогательной теплотой и строгим изяществом рассказывает о детстве, первых уроках танцев, годах обучения в Императорском балетном училище и триумфальных выступлениях вместе с Нижинским и Гердтом в великолепных постановках на лучших сценах европейских столиц. Партнерша Фокина и главная исполнительница в его постановках «Жар-птица», «Шехеразада», «Павильон Армиды», «Египетские ночи», одна из звезд легендарной труппы Сергея Дягилева, изысканным артистизмом отразила воздействие импрессионизма на русскую школу танца. Повествование создает образ яркой, артистичной, бесконечно совершенствующейся танцовщицы. Искренняя преданность призванию, желание учиться всему новому и высокая интеллигентность были отличительными чертами ее личности. Превращение маленькой девочки в балерину мировой величины оживает на этих страницах в словах, исполненных нежной признательности коллегам и благодарности учителям. Чарующий язык повествования переносит нас в хрупкий и волшебный мир создателей эфемерного искусства танца.

Тамара Карсавина

Балерина родилась 25 февраля 1885 года в Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны. Когда Тамара решила связать свою судьбу с балетным миром, ее мать восприняла это не совсем позитивно. Ведь она видела как складывается судьба танцовщика на примере своего мужа. Сценическая жизнь не долгая и не всегда успешная. Но желание маленькой Карсавиной сбылось, после долгих уроков с репетиторами она поступает в Императорское театральное училище. В своих мемуарах она описывает жизнь в училище, все ее ожидания и мечты, первые сценические роли.

После училища Тамару Карсавину берут в труппу Мариинского театра, где она быстро достигла статуса примы-балерины, тем самым нажив себе множество врагов. На защиту Карсавиной становилась сама Ксешинская. Юная балерина вспоминает как Ксешинская пригласила ее в свое имение. С тех поры между ними установились крепкие дружеские отношения и Ксешинская старалась защищать Карсавину от театральных недругов.

Тамара Карсавина

Много строк посвящено Дягилеву и «Русским Сезонам». Для меня это были самые захватывающие моменты, так как именно в те годы русский балет преображался, и люди совсем не однозначно воспринимали эти новшества. Вспоминает Карсавина и про Нежинского, ведь долгое время именно она являлась его партнершей. Особенно трагичны строки про их последнююв встречу, когда Нижинским уже полностью овладела его болезнь.

Карсавина заканчивает писать мемуары после известия о смерти Дягелива, к которому у нее было особое отношение. Собственно об этом и говориться в предисловии:

Я закончила писать эту книгу 20 августа 1929 года, в тот самый день, когда услышала о смерти Дягилева. Но я не стала менять ничего из написанного о нем: он остался на моих страницах живым, таким, каким я его знала. В этом исправленном издании я сделала то же самое, но добавила главу, где предприняла попытку внести некое единство в характеристику его личности, хотя описание отдельных его черт разбросано по всей книге, о некоторых же из них рассказывается впервые.Эта глава не ставит целью стать краткой биографией или произвести психоанализ личности, это просто портрет в зеркале моей любви.

Т.К. 20 октября 1947

Текст написан не сухо в отличие от большинства мемуаров на данную тему. Тайны закулисной жизни, отношения балерин того времени с Царской семьей, все это не может быть скучным.