Занимаясь любой хореографией, каждый день вы слышите множество терминов. А в классике, так и подавно, каждому движению соответствует свой определенный термин. В моей практике бывали такие случаи, что новичок который пришел первый раз на занятие, услышав большое количество неясных слов, настолько пугался, что в тот же момент делал вывод о том, что танцы ничем не лучше ядерной физики =) Но, что тут поделаешь, в любом случае со временем наши мозги усваивают все эти термины. Для тех кто только решает посвятить себя танцу, я решила написать пару статей о самых основных движениях и позах в классической и современной хореографии. Начнем с поз классического танца. Все предельно просто.

Позы классического танца

Позы классического танца

Под позой в классическом танце подразумевают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.

[ideabox]

Позы танца делятся на:
    • малые позы — работающая нога находится на полу,
  • большие позы — работающая нога поднята.

[/ideabox]

К основным позам классического танца относят:  a la seconde, 4 вида  arabesque,  attitude, croise,  efface,  ecarte,  epaulement. Разберем каждую из них.

1.  А la seconde (франц., букв. — во II позицию)

А la seconde

Поза классического танца, при которой нога через II позицию поднята в сторону на 90° или выше.

2. Аttitude

Аttitude

Одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине.

3. Сroise (от гл. croiser — скрещивать)

Сroise

Поза классического танца, выстраиваемая из положения epaulement croise в V позиции отведением ноги вперёд (поза croisee вперёд) либо назад (позаcroisee назад). Малые позы croisee выполняются на вытянутый носок в пол, средние — подниманием ноги на высоту 45°, большие — на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах или пальцах (пуантах), вытянутая в колене либо на demi-plie. Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude). Поза может быть выполнена и в воздухе, во время прыжка.

4. Efface (En face  — напротив)

Efface

Термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу. Effaceозначает развернутое положение фигуры без скрещенных линий. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимаетepaulement efface.

5. Еcarte

Еcarte

Поза классического танца, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (а la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги, или от неё .

6. Еpaulement (от франц.,  epaule — плечо)

 

Еpaulement

Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Еpaulement croise и efface являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.

7.  Arabesque  (с франц., букв. — арабский)

Основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне, или на полупальцах, или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Существует 4 вида Арабеска.

  • I арабеск — ноги в положении effacee, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

Arabesque

  • II арабеск — ноги в положении effacee, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

Арабеск

  • III арабеск — ноги в положении croise , соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней напрвлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

Арабеск 3

  • IV арабеск — ноги в положении croise, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

Арабеск 4

Надеюсь этот небольшой словарик поможет вам осваивать основы хореографии. Буду рада любым дополнениям и замечаниям по этой  теме. Жду ваших комментариев.