«Танцуйте, если вы разбиты и связаны, танцуйте в борьбе, танцуйте, если вы абсолютно свободны!» — прямо-таки требует Дуайт Роден, главный хореограф труппы.
И действительно, смотря на его постановки, кажется, что на танцоров не действуют силы земного притяжения, а танец выходит за границы сценического пространства и попадает прямо к вам в голову.
«Complexions» в переводе с английского означает виды, аспекты, то есть, все виды и аспекты современного танца, гениально поставленные и исполненные хореографом ансамбля Дуайтом Роденом и известнейшим танцовщиком Дезмондом Ричардсоном.
Оба — бывшие солисты труппы Элвина Эйли, его воспитанники, оба — талантливы, и ни перед чем не останавливаются, если дело идет о современном танце. Силу энергии обоих сравнивают с кипящей лавой. Им не мешают условности, аксиомы движения и законы сцены: Роден и Ричардсон изобретают все заново.
«Complexions» — балет яркий, неожиданный. Внимание уделяется внешнему лоску, чистоте линий, красоте тела, виртуозности. Наболевшие политические проблемы и философские вопросы на сцену не выносятся — речь идет об аспектах движения и танца, скульптурной красоте тела и силе зрелища.
Может кому-то покажется чрезмерной и виртуозность, изысканность двух художественных руководителей «Complexions» — Дуайта Родена и Дезмонда Ричардсона, работавших вместе не только на балетной сцене, но и с Мадонной, Принцем, Лени Кравицем. «Complexions» возник из той же чрезмерной, как и все в Нью-Йорке, смеси этнических культур, смеси кино и фотографии, телевидения и моды, театра и музыки. Из той смеси, которая могла получиться только в большом городе, где нельзя не быть эксцентричным — не заметят.
Дуайт Роден начал танцевать в 17 лет: для классики поздно, для модерна еще можно. В то время, как он изучал драму, он начал танцевать в ансамбле современного танца в Монреале и группе «Дайтон», позже стал солистом у Элвина Эйли. Создав «Complexions», сегодня одну из самых популярных групп современного балета в мире, он тем самым создал свою хореографию, поставив позже спектакли и для других ансамблей. Ставил хореографию для кино и театра, для уже помянутых шоу Принца, Мадонны, Патрика Суэйзи и других.
Хореографию Родена относят к «третьему направлению» в мировом балете. Первое — классический балет (Петипа, Баланчин), второе — танец модерн (Марта Грэхэм, Марк Моррис) и третий — путь, когда оба направления взаимодействуют друг с другом. Роден использует при создании своей хореографии как школу классического балета, так и пластику танца модерн, и даже акробатику, смешивая в своих композициях все со всем — черный джаз с белым модерном, латиноамериканские страсти с классической строгостью, свободу с энергией, скоростью, гибкостью и эмоциональностью.
Дезмонд Ричардсон танцевал не только у Элвина Эйли, но и у Уильяма Форсайта –достаточные рекомендации, чтобы поверить цитатам из статей, описывающих его как «самого способного, блестящего, выдающегося» и далее. Ричардсон — ведущий солист «Complexions», остальные исполнители подтягиваются на его уровень, танцуя всем телом, руками, пальцами, глазами, волосами. Каждый его жест — осмыслен и пластичен. Он — чрезвычайно талантлив, знает об этом, гордится этим и умеет преподнести себя зрителям не только на нью-йоркской сцене, но и на сценах Миланского и Шведского Королевского оперных театров. Он выступал с выдающейся джазовой исполнительницей Ареттой Франклин, участвовал в фильме «Чикаго», а сейчас еще и играет в постановке «Оборотень» в Лон-Анджелеской Опере. Недавно был награжден призом имени Элвина Эйли «за вклад в современный балет». Дезмонд — танцовщик уникальный. Он сам по себе является произведением искусства и образцом абсолютной артистичности.